Владимир Николаев "На перекрестке жанров и стилей"

Статья из журнала "Гусли" 2012 год №1. Автор Алпарова Н.Н.

Настройка

Задаю себе вопрос. Какое качество можно назвать самым характерным, самым объемным и  точным показателем творческой индивидуальности композитора Владимира Николаева?

Односложно ответить никак не получается... Но, если выделить самое важное, самое главное, то это - неизменное чувство меры и чувство вкуса, чувство золотой середины, проявляющееся при выполнении самых разнообразных и самых противоположных композиторских задач. И при создании «экстремального» с точки зрения языковых средств опуса, и при работе над прикладной музыкой главной композиторской заботой остается тщательный контроль, фильтрация всего лишнего, неоправданного с точки зрения слушательского восприятия.

Именно учет возможностей и особенностей слушательского восприятия остается в центре его композиторских стратегий, что в современном музыкальном мире является скорее исключением, нежели правилом. Заведомо и в равной степени неприемлемыми оказываются для Владимира Николаева всяческие заигрывания со слушателем, будь то нарочито-глубокомысленная игра с контекстами или злоупотребление банально-модными тенденциями. Не близок ему и современный композиторский тезис, когда оригинальная идея, концепция решает все... В музыкальном мире Владимира Николаева все решает не только идея, но и самая мелкая деталь ее воплощения...

Сфера интересов. Диапазон

Окидывая общим взглядом внушительный массив написанного Владимиром Николаевым за тридцать лет композиторских поисков, прежде всего, ваше внимание фиксирует внушительный жанрово-стилевой разброс...

Музыка для традиционных академических составов

Именно с этих опусов началось общественное признание... Концерт для оркестра, исполненный в Варшаве в 1991 году, принес его автору первую композиторскую премию им. Витольда Лютославского, личное знакомство с этим общепризнанным мэтром мирового авангарда, выказавшим своему молодому коллеге личную поддержку и расположение. По личной рекомендации Витольда Лютославского Владимиру Николаеву было предложено принять участие в другом престижном композиторском конкурсе, на этот раз в Соединенных Штатах. А в результате - еще одна престижная международная премия Фонда им. Лили Буланже.

Талантливое и тонкое сонористическое письмо, «живое» звучание оркестра, интонационная теплота и обаяние, излучаемые этой музыкой, сулили интересное продолжение. И оно не заставило себя долго ждать.

Электроакустическая музыка

В начале 90-х в России, в академической композиторской среде, было очень мало людей, проявляющих активный интерес к тем новым музыкальным возможностям, которые таили в себе электроакустические инструменты, синтезаторы и компьютеры... Сказывалась и недоступность этих технических новинок для большинства музыкантов, и обычная человеческая инертность.

Все деньги, полученные Владимиром от композиторских премий, были вложены в покупку первого синтезатора и компьютера. Для того времени это были очень дорогие приобретения, сравнимые по цене с хорошим автомобилем... И начался бесконечный процесс постижения компьютерно-синтезаторных премудростей, который не прекращается и по сей день. Почему же именно Владимиру Николаеву новая приоткрывающаяся область звуковых возможностей показалась столь жгуче-интересной, что не жаль было на ее освоение ни сил, ни времени, ни денег?

Позволим себе небольшое отступление биографического характера. Владимир Николаев усвоил навыки композиторского мастерства в школах, признанных мировыми эталонами композиторского образования. Он учился в классе Александра Чугаева сначала в Гнесинке, а затем в аспирантуре Московской консерватории. Но этому погружению в академическую композиторскую среду самой высшей пробы предшествовали не привычные специальные музыкальные школы, а нечто иное. Гитара, игра в рок-группах, увлечение западной рок-музыкой, джазовыми традициями... Он родом из стихии живого музицирования, импровизации... Он начал с рок-баллады, а не с фуги или трехчастной формы... И это обстоятельство оказалось решающим. Не трамбовать накатанную колею академизма, а торить свою тропу, идущую порой наперерез...

Все начиналось с небольших остроумных пьес с экзотическими названиями: «Танцы вокруг банановой кожуры», «Хронодактиль в поисках любви», «Из жизни планктона». Но мир открывающихся возможностей приводил и к более развернутым и сложным звуковым концепциям...

Объединение электроники с традиционными акустическими инструментами

Совершенно логично и естественно композитор приходит к идее синтеза возможностей электроники и традиционных форм музицирования. «Античныйрельеф» - один из первых плодов такого синтеза. Он написан для солирующей виолончели и фонограммы и впервые прозвучал на фестивале «Альтернатива», ставшем в 90-е годы флагманом отечественного авангарда.

Как в рамках фестиваля «Альтернатива», так и вне его завязывались интересные и плодотворные контакты с исполнителями, проявляющими активный интерес к новой музыке. В их числе - певица Валентина Пономарева, ансамбль Дм. Покровского, исполнительница на терменвоксе Лидия Кавина, замечательный виолончелист Дмитрий Чеглаков и многие, многие другие. Длительные дружественные контакты установились у Владимира Николаева и с «Термен-центром» при Московской консерватории (руководитель Андрей Смирнов), во многих мероприятиях и проектах которого композитор принимал самое активное участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивалось сотрудничество и с зарубежными экспериментальными музыкальными учреждениями. Состоялись две поездки композитора в Институт электроакустической музыки в Бурже (Франция). Специально по заказу этого широкоизвестного во всем мире центра современного искусства были написаны электроакустические композиции с использованием новейших технологических возможностей.

Взаимовлияния, или «Новое письмо»

Долгая работа на пересечении электроники и акустики привела к коренной перестройке композиторского мышления. Этапным в этом смысле произведением стала партитура «Кьюик амокусь», написанная по заказу ансамбля «Студия новой музыки» (МГК) под руководством Владимира Тарнопольского. Все дело в том, что с некоторого времени процесс написания Владимиром Николаевым партитур стал проходить через весьма специфические и необычные этапы воплощения композиторской идеи...

Начальная стадия замысла приводит к появлению необычных черновиков без нот и нотной бумаги. Появляются длиннющие бумажные полосы-дорожки из склеенных друг с другом листов, на которых очень дотошно вычерчиваются некие графики, «кардиограммы»...

Конечная стадия работы над партитурой, которая порой содержит не так уж много нот в обычном понимании, превращается в написание довольно развернутых комментариев, адресованных исполнителю, в которых очень дотошно объясняется, что и как из того, что записано довольно непривычным образом, надо играть. Но и на этом этапе работа над партитурой не заканчивается. На стадии репетиций все исполнители проходят еще один дополнительный и абсолютно необходимый композиторский инструктаж.

Борьба с инерцией музыкального мышления закономерно подвела композитора к некоему порогу. Вытравливание клишированности музыкального мышления, простираясь все далее и далее, охватывает не только тематизм, драматургию, форму, гармонический язык, но и самый начальный уровень музыки - уровень звукообразования и звукоизвлечения.

Как много копий сломано, как много сказано обличительных речей по поводу механистичности электронных звуков…  А конкретный опыт музыканта, на протяжении десятилетий проводящего наедине с компьютером большую часть своего времени, привел к тому, что отношение Владимира Николаева к звуку стало на удивление детализированным, индивидуальным, трепетным, живым...

Композиторские поиски Владимира Николаева захватывают загадочную и призрачную территорию взаимопереходов звука в шум, а шума в звук. И всякий раз разведывается и отодвигается все далее и далее та призрачная и подвижная, порой эфемерная граница, которая отделяет звук от шума. В результате возникает музыка, прекрасно (то есть в меру!) похожая на шум. Видимо, именно эта сфера на сегодняшний день предоставляет наибольший простор для творческих поисков, являясь областью свободного эксперимента.

Проекты и свершения...

Последние семь лет отмечены в творчестве Владимира Николаева новыми находками и достижениями. Самый крупный опус последних лет - балет «Золото нартов, написанный по заказу театрального коллектива «Арвайден» из Северной Осетии, Он был поставлен на Новой сцене Большого театра в рамках дней культуры Северной Осетии в марте 2002 года. Премьера осуществлена одним из лучших оркестров нашей страны - Российским национальным оркестром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погружение в фольклорный материал, на первый взгляд, должно было привести к появлению более традиционной по языку и средствам музыки. Казалось, именно это и должно произойти - в партитуру вводятся гармошки, музыканты-исполнители играют известные фольклорные наигрыши... Но эти незатейливые фольклорные цитаты вводятся в сложнейшую ультрасовременную оркестровую партитуру, образуя лишь один пласт оркестровой ткани, изобилующей сонорными находками. Музыкальное целое вылеплено мощно, рельефно, без потери утонченного лиризма и ритмической изощренности. В момент трагической кульминации звучит экспрессивнейшее солооплакивание на терменвоксе. Тысячелетняя традиция и авангард выказали себя в этом балете как никогда ранее способными к взаимовпиянию и взаимопроникновению.

Интереснейший образец «режиссерских» находок композитора - сочинение Жираф на стихи Николая Гумилева, которое написано специально для певицы Валентины Пономаревой, кларнетиста Кирилла Рыбакова и приурочено к фестивалю памяти Сергея Курехина в Петербурге. Фонограмма выполняет роль третьего участника музыкального мини-спектакля. Центральный игровой момент в «Жирафе» - сопоставление и чередование разных прочтений одного и того же текста, одних и тех же строф. Неоднократно повторяясь, они звучат и проникновенно, и вкрадчиво, и манерно, с ужимками и всхлипами, насмешливо-пародийно. Иной раз в голосе певицы слышны «кларнетовые обертоны». И, напротив, в звучании кларнета - человеческие интонации. Порой же сольные партии звучат как бы в параллельных, не соприкасающихся друг с другом плоскостях.

К столетию со дня рождения Пушкина в 1999 году появилось другое яркое сочинение Владимира Николаева – «Парасказ» по сказкам Пушкина, написанный по заказу вокального Ансамбля русской народной музыки им. Дмитрия Покровского. Оригинальная и остроумная режиссерская задумка композитора - одновременное, точнее говоря, «поочередно-переменное» рассказывание сразу двух сказок - «Сказки о Балде» и «Сказки о рыбаке и рыбке». То обстоятельство, что сюжеты этих двух сказок всем с детства знакомы и впитаны, можно сказать, с молоком матери, подвигло композитора осуществить смелый эксперимент - рассказать сразу две сказки в одновременности. Отсюда и название композиции - «Парасказ» (пара сказок!). Постоянные переключения из одной сказки в другую, самый неожиданный монтажи причудливый калейдоскоп реплик то одной, то другой сказки создают очень забавные и остроумные эффекты.

Заметим, что творчество Владимира Николаева не исчерпывается только «серьезными» жанрами. Им написано огромное множество произведений прикладной музыки. Это музыка к мультфильмам, документальным фильмам, телесериалам, кукольным и драматическим спектаклям, музыка для передач на отечественных и зарубежных теле-каналах. Активное участие Владимир Николаев принял и в коллективных проектах, таких как опера пяти композиторов «Царь Демьян» осуществленная солистами Мариинского театра, балет «Полифем» с участием Николая Цискаридзе в Московском театре «Тень», грандиозный коллективный мультимедийный проект «Бах-2000»...

Среди уникальных работ последних лет - мультимедийный проект «Путешествие квадратика» (2007), посвященный юбилею К. Малевича. (Можно познакомиться с этим спектаклем по интернет-ссылке на видеозапись: http// www.yoиtцbe.coт/watch?v=rtvjSFgiy88) Он был создан при поддержке объединения «Открытая сцена» и Московского центра современного искусства. В спектакле нашел оригинальное воплощение новый концептуальный театр XXI века, объединивший в единое целое движущиеся, развивающиеся во времени световые объекты, хореографию, музыкальную электронику, акустические инструменты, вокал. Проект был представлен в конкурсной программе театрального фестиваля «Золотая маска» в 2009 году.

Квадратик — это некое первоначало, первоатом, исток эволюции и Пространства, и Человека, и Социума. Музыкальный язык Владимира Николаева оказался необычайно созвучен глобальному и вместе с тем элегантно-лаконичному замыслу спектакля. Музыка тонко балансирует на гранях. На гранях между звуком и шумом, между стилями популярными и элитарными, между интонационно-неопределенным и интонационно-экспрессивным музыкальным материалом. Тонкие градации света и световых объектов находят отражение в тонких градациях объектов музыкальных.

Вот что пишут о своем спектакле его создатели, Вячеслав Колейчук (художественный руководитель проекта, артобъекты) и Анна Колейчук (сценарий, режиссура, идея компьютерной графики, костюмы):

«Наш спектакль «Путешествие квадратика» - для тех, кто еще не забыл, как из маленьких кубиков можно создать целый мир и поверить в него. У нас всего два элемента - черный квадратик и его антитеза белый. С ними мы отправляемся в путешествие по оси времени, когда ничего кроме черного и белого не было, когда и форм не существовало, и тел. А потом все возникло! Как? Как из детского конструктора возникают и дом, и сад, и море» («Тотальный театр» Вячеслава Колейчука).

Среди контактов с исполнителями из других стран длительными и плодотворными оказались контакты с музыкальными коллективами из США. Для Seattle Chamber Players была написана композиция «Vik-ton experience», исполнявшаяся в разных странах, в том числе и на фестивале «Варшавская осень» в 2005 году. Для ансамбля Паула Дрешера из Сан-Франциско (The Раul Dresher EnsemЫe Electro-Acoustic Band) была написана композиция Lullaby for Jeff and Еndy, также прозвучавшая во многих странах мира.

Самое резонансное событие, реализовавшее давние культурные контакты Владимира Николаева с музыкально-исполнительскими коллективами США, - премьера в октябре 2011 года в Сиэтле масштабного оркестрового сочинения, написанного по заказу Симфонического оркестра города Сиэтла, Приношения Джими Хендриксу, выдающемуся рок-гитаристу, уроженцу города Сиэтла.

«The Sinewaveland» («Территория синусоид») - закономерный этап в эволюции композитора, который начал свой путь в рок-группе, продолжил его в стенах академических музыкальных учреждений, прошел сквозь искусы электроакустики, имеет опыт работы и в академических жанрах, и в жанрах популярной музыки. Вот что пишет о6 этом сочинении сам композитор:

«"The Sinewaveland" — мое приношение великому музыканту Джими Хендриксу. Еще в юности, играя на соло-гитаре в школьном ансамбле, я восторгался его музыкой. Помню, как буквально до дыр протирал магнитофонные пленки, подбирая гитарные импровизации своего кумира. И я счастлив, что теперь, спустя несколько десятилетий, его творчество вновь вдохновляет меня — и уже на создание своего симфонического произведения! В сочинении я избегал прямых цитат из музыки Джими Хендрикса, но партитура полна интонаций и ритмов, явно или почти неуловимо связанных с его композициями. Мне хотелось одновременно и противопоставить наши музыкальные стили, и обнаружить точки соприкосновения между ними".

Тональный тематизм, ритмическая четкость в "The Sinewaveland" в большей степени ассоциируются с музыкой Джими Хендрикса. Сонорика же, скорее, связана с индивидуальным стилем автора партитуры. Но некоторые звуковые кластеры и шумовые эффекты как будто бы перекочевали сюда из Тhе Jimi Hendrix Experience. Объединяющим моментом также является изобилие в партитуре элементов импровизационности. Кроме того, часто оркестровые фактуры в сочинении таковы, что, кажется, весь оркестр звучит в руках дирижера как один инструмент - Одна Гитара - Гитара Джими Хендрикса.

В 2005 году завязались контакты композитора с одним из самых ярких и амбициозных отечественных молодых дирижеров, с Теодором Курентзисом. По замыслу Теодора Курентзиса современные российские авторы должны были «дописать» незавершенный моцартовский «Реквием», «Реквием без границ» спустя столетия. И вот в 2008 году в Москве на концерте фестиваля «Территория» прозвучал написанный Владимиром Николаевым «Sanctus», включенный дирижером в состав моцартовского шедевра.

В мае 2012 года в Перми в рамках ежегодного Дягилевского фестиваля (а, как известно, в настоящее время дирижер Теодор Курентзис руководит Пермским театром оперы и балета) состоится еще одна мировая премьера музыки Владимира Николаева. Новое сочинение Владимира, написанное по заказу Пермского театра оперы и балета, с загадочным и звучным именем «Геревень» имеет весьма красноречивый подзаголовок: музыкальное представление в народном духе. Подзаголовок отсылает нас к мощной национальной музыкально-культурной традиции. В этом необычном опусе решается интереснейшая и рискованная творческая задача: создать произведение на фольклорную тему для того же исполнительского состава, что и «Свадебка» Стравинского - хор, солисты, четыре рояля, ударные.

Впереди не только концертное исполнение «Геревеня». В новом театральном сезоне жители и гости Перми увидят и премьеру одноименного балета Владимира Николаева в хореографии известного киевского балетмейстера Раду Поклитару.

Заглядывая в будущее...

Ждут премьер еще не исполненные партитуры. Одна из них — «Сквозь разбитые стекла» — фантазия для рок-группы и симфонического оркестра на темы легендарной группы 80-х Pink Floyd. В замыслах композитора — произведения для совместного живого музицирования с элементами импровизации на компьютерах и акустических инструментах... Дождемся новых премьер, новых впечатлений, материала для бесед и размышлений...

 

Vladimir Nikolaev

Дизайн и создание сайта - Евгений Зубов